ЗАИБИСТЫ И КРАЕВЕДЫ

(фрагмент)

зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство) и ДвУРАК (Движение УльтраРадикальных Анархо-Краеведов) - два названия небольшой группы молодых людей, занимающихся альтернативной музыкой, маргинальной политикой и множеством сопутствующих занятий, как правило, совершенно нищих (один из девизов - "Денег нет и не надо") и нигде не учащихся. Можно условно разделить их, сказав, что зАиБИ делает визуальную продукцию и тексты, а ДвУРАК организует "краеведческие маршруты". Анархо-краеведение интересуется заброшенными зонами, мусорными ямами индустриальной цивилизации. Оно проводит маршруты по старым полигонам, недостроенным заводам, заброшенным стройкам, торфяникам и полям фильтрации. Все хэппенинги происходят в заброшенных городских зданиях, среди металлического лома, бетона, кирпича и прочих индустриальных отходов; это руины индустриальной цивилизации. Любовь краеведов к такому субурбанистическому колориту можно сравнить, с одной стороны со стилистикой конструктивизма, с другой - с индустриальным стилем немецкой альтернативы начала 80-ых, музыкой Einstuerzende Neubauten и т.п.. Походы по этим местам крайне неудобны, затруднительны для участников. Тем важнее, чтобы их сопровождали дождь, непогода. На одном из мероприятий несколько участников получили титулы "заслуженных краеведов" за прохождение нескольких уровней грязи, воды и т.п.
Краеведческий поход направлен к цели. В его конце участники приходят к месту концерта или акции. На заброшенные подмосковные полигоны в Пасху 1998-го краеведы отправились для того, чтобы после нескольких часов похода разрисовать под пасхальное яйцо танки и БТРы; и потом долго спасались от часовых, открывших огонь. Я вспоминаю долгое восхождение на вершину огромного недостроенного 22-этажного дома в районе Чертановской, куда надо было подняться по узкой полуразбитой лестнице. С крыши открывался вид на километры спальных районов и большой лес, а на верхнем этаже участников восхождения ожидал огромный барабан с эмблемой "антикопирайт", музыкальные инструменты и звукоусиливающая аппаратура; там начался концерт. Пятнадцать-двадцать постоянных участников движения образуют гораздо большее число музыкальных проектов с разными названиями, каждый может играть одновременно в нескольких. Самые известные из названий - "Лисичкин хлеб" и "Рабочий контроль". Первое из них появилось, когда участники решили предоставить выбор случаю и открыли первую попавшуюся книгу, и это оказался Пришвин. Второе название не только указывает на левую ориентацию проекта - слово "контролировать" имеет для краеведов почти универсальное значение; например, "проконтролировать Киев" значит съездить в город Киев.
Преодоление пути - необходимое условие участия в заибическом действии, потому что спокойный и равнодушный зритель обязательно останется от него в стороне. Роль зрителя унизительна, каждый должен быть участником, каждый должен принимать участие в совместном творчестве, неспособный к этому не может и претендовать на участие в Анонимном и Бесплатном Искусстве, ему лучше посещать музеи. Однажды в окрестностях Москвы в подземном коллекторе была акция, во время которой участник долго стучали чем попало по чему попало.
"Вообще, наш главный лозунг: нет перформансу, даёшь хэппенинг! Праздник должен быть всеобщим и спонтанным. Роль зрителя унизительна... У нас тут был концерт на Ростокинском акведуке. Это такой высоченный старый мост через Яузу... Теперь там наверху коллектор с теплопроводом, и в этом коллекторе очень тепло в любую стужу. И в нём много люков. А сам акведук очень узкий и без перил. И мы делали такую акцию: в лютый мороз объявили, что будет концерт, нагнали народ на акведук, на неудобный, холодный, скользкий и опасный, - а сами залезли в тёплый коллектор и, как танкисты из люков, запели. И всякий зритель, понимавший своё позорное положение, должен был лезть в люк и присоединяться. Очень скоро артистами стали все." Ни одна из этих акций не документировалась. "Это постмодернисты всё документируют: даже если и не было акции, надо её обязательно зафиксировать и в общий контекст поместить. А у нас - наоборот, совершенно пофигу". (газета "Краеведы на марше" №15)
(...)


Олег Киреев

Hosted by uCoz